Главная » Статьи » Погонец Ирина Валерьевна-заведующий ДОУ |
Опыт работы по теме «Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте» Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития личности.Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А.К. Маркова, В.П. Лозовая, Ж.Н Тельнова, Г.И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у старших дошкольников. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры. Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. В статьях словарях, энциклопедиях понятие «активность» чаще всего раскрывается через понятие «деятельность», деятельность - через активность.Личность формируется и развивается в процессе деятельности, в зависимости от отношения личности к деятельности активность может иметь разные уровни, разный характер. Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели. Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, В.И. Лозовая), взаимоотношений детей со сверстниками и учителем (Т.А. Борисова, Н.П. Щербо); роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А.А. Андреев, Т.Н. Разуваева, Ю.И. Щербаков, Ю.Н. Кулюткин, Л.П. Хитяева. Е.А. Сорокоумова, Л.К. Гребёнкина). Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, Н.А. Половникова), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина, А.И. Раев, Г.Ц. Молонов, А.З. Иоголевич, Т.Д. Сарториус, З.Ф. Чехяова, Г.И. Щукина).Ряд ученых: А.Р. Лурия, В.И. Селиверстов, А.Г. Литвак, М.С. Певзнер и другие рассматривают познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию, считая, что человеку свойственно стремление к познанию и это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни.П.Н. Груздев , Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления детей в процессе обучения и сделали вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.Достаточно популярна и другая точка зрения, где познавательная активность характеризуется интенсивностью и напряженностью. Ее выдвигают Т.А. Серебрякова, Н.А. Половникова и другие.По мнению Т. И. Шамовой, познавательная активность не сводится к простому напряжению интеллектуальных и физических сил дошкольника. Она рассматривается как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ребенка к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей.Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения»П.И.Зубкова определяет познавательную активность старших дошкольников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.Опираясь на приведённые точки зрения, а также на работы М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина и Т.Д. Сарториус, убедительно доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности. Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.Ученый в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта определяет такие уровни активности: 1) репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого; 2) поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения; 3) творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют: -общение (Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, М.И. Лисина, Т.А.Серебрякова, и другие.); -потребность в новых впечатлениях (Л.И.Божович); -общий уровень развития активности (Н.С.Лейтес, В.Д.Небылицин и другие.). В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: "Почему?", "Зачем?", "Как?". Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести "эксперимент". Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды -в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми. Познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях.В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование". Теоретической базой, нашей работы, стали исследования академика Н.Н. Поддьякова, которые помогли выяснить сущность детского экспериментирования как формы поисковой деятельности, его структуру и значение в развитии личности ребёнка. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства. 1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми. 2. В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. 3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. 4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. В экспериментальной деятельности происходит своеобразное практическое размышление ребенка об окружающем. Расширяется объем и углубляются точные знания детей, вместе с тем, возникают еще не совсем ясные, незавершенные, гипотетические знания, которые выступают в форме вопросов. Эксперимент позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых ими объектах, повысить доступность материала, сделать процесс обучения более эффективным, наконец, более полно удовлетворить любознательность дошкольников. Актуальным является сегодня и утверждение Л.С. Выготского: «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он узнал и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: - дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; - развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; -происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; - детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; - в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Над представленной темой «Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте посредством экспериментирования» я работала в течение двух лет.Работая над темой я учитывала следующее:создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды; отбор методов и приемов, способствующих повышению познавательной активности; повышение профессионального мастерства (профессиональных качеств и умений) за счет освоения новых технологий, методик, совершенствования умений диагностировать, прогнозировать развитие ребенка, на основе этого грамотно выбирать материал и средства развития детей; интегрирование экспериментальной деятельности с образовательным процессом в целом;обеспечение разнообразным материалом развивающей среды группы для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности;вовлечение родителей в образовательное пространство: помощь в организации лаборатории, уголка экспериментирования; выработка оптимального пути развития ребенка дома и в детском саду; обучение родителей проведению несложных опытов и экспериментов дома. Это во многом помогло решить мне следующие задачи:сформировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; обогатить память ребенка, активизировать его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяция; развивать речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; · помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными; · дать ребенку возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. На первом этапе опыты и эксперименты проводились в зависимости от сложности практического исполнения в следующем варианте – воспитатель-экспериментатор, дети – наблюдатели, когда педагог ставит проблему, намечает пути её решения. На этом этапе важно было научить детей самостоятельно подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности Для достижения этих задач активно использовала наводящие вопросы: «Сможешь сделать как я?», «Что тебе для этого надо?», «Расскажи, что будешь делать?» и т.д. В процессе организации и проведении опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста я обратила внимание на то, что дети интеллектуально пассивны, у них слабо сформированы навыки исследовательской деятельности, они не всегда могут установить причинно-следственные связи, обобщить полученные результаты. К концу первого этапа у детей появилась активность, настойчивость, уверенность в себе. Это и повлекло за собой проведение дальнейшей работы. На втором этапе, где дети – экспериментаторы, а педагог - наблюдатель-консультант, постановка проблемы, выбор метода и разработка самого решения осуществляются детьми самостоятельно. Большое значение уделяла организации предметно-развивающей среды в группе. Развивающее содержание в такой среде выступало в роли естественного фона жизни ребенка, предъявляло ему познавательные задачи в привлекательном виде. Организовывала предметно-развивающую среду таким образом, чтобы у детей был выбор с кем, как, где играть. В группе оборудовала детскую лабораторию «Экспериментай-ка», куда вошли наглядные картинки агрегатного состояния воды; материал для проведения опытов и экспериментов: песок, глина, цемент; оборудование: тазики, трубочки, свечи, воздушные шарики; глобус, лабораторная посуда (колбы, пробирки, чашки), 2 кувшина с водой, пластмассовые стаканчики с водой на каждого ребёнка, термос, зеркало, пол-литровая банка, камушки, салфетки бумажные. Также мною была разработана циклограмма планирования занятий по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: - повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); - личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.); - знания детей о неживой природе. Работая по теме: «Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте» я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. Использование метода – детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Литература
1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. - М.,1994. 2. Возрастная и педагогическая психология. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2005. 3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М., 2005. 4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. - 2005. 5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М., 2002. 6. Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 -7 лет в дет.саду / Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И и др. - М.: Просвещение, 1997. 7. Программа воспитания и обучения детей в детском саду / Отв.ред.М.А. Васильева. - М., 2007. 8. Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. – 1997. - №1. 9. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии.- 1996.-№4. 10. Рогов Е.И. Психология познания. - М., 1998. 11. Рубинштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985. 12. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001. 13. Тугушева Г.П. Игра - экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста. А.В. Чистякова // Дошкольная педагогика.- 2001. - №1. 14. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. | |
Просмотров: 5134 | |
Всего комментариев: 0 | |