Главная » Файлы » Мои файлы |
Доклад на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников на занятиях по математике и экологии»
26.01.2012, 19:53 | |
«Познавательно-речевое развитие дошкольников на занятиях по математике и экологии» Большинство отечественных и западных педагогов склоняются к мнению, что дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии малышей, и такие дети неизбежно будут отставать от своих сверстников. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей ребенка. Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Ребенок дошкольного возраста каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, не редко ошибочны. Ребенок думает, что «облако – это вата», а «звезды – электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь. Он самостоятельно пытается делать выводы. Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире. Любознательность – качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникшие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача познавательного воспитания – развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию. В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные представления «вперед – назад», «вверху – внизу», «далеко – близко», «слева – справа» и другие и руководствуются ими в жизненных ситуациях между собой. Постепенно они учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. В начале ребенку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра вдруг становится «сегодня», а «сегодня» превращается во «вчера»), продолжительность времени (минута, пять минут, час). Это достигается в результате накопления опыта и целенаправленного обучения. Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют по предмет по одному из признаков. Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию. Через познавательную деятельность развивается интеллект ребенка, мыслительные способности, умственное начало. Познавательная активность детей развивается через обучающие занятия Занятие- организованное обучение, поэтому на них дети получают более сложные знания и умения. На занятиях воспитатели учат детей рассуждать, рассказывать, правильно выражать свои мысли, фантазировать, сочинять, претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности. Важно развить в ребенке желание познавать новое, задавать вопросы об интересующих его темах. Для этого педагоги должны уметь удовлетворять его познавательное любопытство, отвечать, рассказывать обо всем, всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию.Для этого воспитатели стремятся , чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем. В процессе поиска, экспериментов, обследовании, решения проблемных задач дети получают программный объем знаний, учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения. На каждом занятии присутствует новизна, новые методы и приемы для активизации детей, для развития творческого мышления и повышения качества и результативности занятия. Посредством обучения дети развивают речь, память, логическое мышление, абстрактное воображение, креативность и самостоятельность. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста осуществляется через познавательную активность в опытно-экспериментальной деятельности. В области природного окружения и экологического воспитания ведется работа по формированию правильного отношения к природе и трудовой деятельности. Во всех группах и на участках детского сада оборудованы центры экологического развития, в которых собран материал по обогащению и систематизации знаний детей о явлениях живой и неживой природы, растительным и животным мире; созданы уголки природы; проводится работа по созданию центров опытнической деятельности и экспериментирования. Экологическое воспитание дошкольников – новое направление в «Программе воспитания и обучения в детском саду». Экология – это комплекс наук (общая, лесная,медицинская, космическая экология и другие), исследующих различные аспекты взаимоотношения живых организмов и условий среды. 86Цель раздела «Природное окружение. Экологическое воспитание» – ознакомление дошкольников с живой и неживой природой, формирование начал экологической культуры. Авторы программы указывают, что экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к окружающей действительности. Экологическая культура личности включает в себя следующие компоненты: экологические знания и умения; экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение. Особое внимание при работе с дошкольниками следует уделять нравственному воспитанию. Это может проявляться не только в умении детей бережно относиться к живой и неживой природе, но и в гуманном отношении к окружающим людям. Реализация цели раздела предполагает решение следующих задач: уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; формирование знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных и растений (питание, рост, развитие); формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса; развитие эмоционально-доброжелательного отношения в процессе общения с живыми объектами; формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т.д.); формирование осознания себя как активного субъекта окружающего мира; формирование привычки рационально использовать природные ресурсы; развитие умения правильно взаимодействовать с природой; совершенствование нравственно-экологического _______воспитания; воспитание гуманного отношения к людям; развитие интереса к окружающему миру; формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Достижение цели и задач раздела предусматривает следование принципам: системности,сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов,преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Специально организованные занятия рекомендуется проводить с первой младшей группы. Работа по данному направлению осуществляется также в процессе наблюдений,целевых экскурсий, чтения художественной литературы, различных игр, трудовой и продуктивной деятельности. Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь,память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка. В дошкольном учреждении, рекомендуют авторы программы, должны быть созданы условия для ознакомления дошкольников с природой: в групповой комнате – уголок природы, на территории детского сада – небольшой огород, цветник, уголок леса, поля и сада. Целесообразно организовать экологическую тропу, где можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т.д. В каждой возрастной групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они были задействованы в учебно-воспитательном процессе и абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. (Обращаем особое внимание: педагог должен знать, есть ли в группе дети с аллергическими заболеваниями, чтобы исключить животных и растения, являющихся аллергенами). В уголке природы рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости. Можно устроить мини-огород: высадить в ящики с землей лук, овес, горох, помидоры, капусту, перец, огурцы, бархатцы, астры, цинии (в экологически неблагоприятных условиях не следует высаживать рассаду в открытый грунт:попробовать выращенные овощи дети не смогут). Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Воспитатель, если он проводит работу по экологическому развитию детей, должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии. Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов– каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие. Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов сокружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий,стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью,осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности,люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям. В играх наши предки отражали свои взгляды на природу. Многие игры дошли и до наших дней. Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать те игры, которые понятны им, доступны по возрасту и не противоречат принципам экологического воспитания. Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовать экологические праздники: 22 марта – Всемирный день воды,1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – Международный день Земли, 22 мая –Международный день биоразнообразия, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября – Всемирный день животных. В конце учебного года для проверки эффективности работы по данному разделу целесообразно провести диагностическое обследование детей.и и экспериментирования. | |
Просмотров: 8117 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |