Среда, 17.07.2024, 02:08
Приветствую Вас, Гость
1
Главная Регистрация RSS
Добро пожаловать на наш сайт! На сайте МБДОУ "Детский сад "Солнышко" с. Новониколаевка вы получите информацию о работе детского сада, наших достижениях, мероприятиях, которые организуют педагоги для воспитанников, сможете высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг.
Главная » Файлы » Мои файлы

Доклад на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников на занятиях по математике и экологии»
26.01.2012, 19:53
«Познавательно-речевое развитие дошкольников на занятиях по математике и экологии»

Большинство отечественных и западных педагогов склоняются к мнению, что дошкольный  возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша: все, что узнал или  не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии малышей, и такие дети неизбежно будут отставать от своих сверстников. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных  способностей ребенка.
       Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством  общения.
       Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
   Ребенок дошкольного возраста каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Однако накопление знаний и представлений без соответствующего  руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, не редко ошибочны. Ребенок думает, что «облако – это вата», а «звезды – электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь. Он самостоятельно пытается делать выводы.    
         Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие
представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т.д.).
      В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.
Любознательность – качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникшие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача познавательного воспитания – развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.
         Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.
         В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные представления «вперед – назад», «вверху – внизу», «далеко – близко», «слева – справа» и другие и руководствуются ими в жизненных ситуациях между собой.
        Постепенно они учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. В начале ребенку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра вдруг становится «сегодня», а «сегодня» превращается во «вчера»), продолжительность времени (минута, пять минут, час). Это достигается в результате накопления опыта и целенаправленного обучения.
Особенно важное место в познавательно – речевом  воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т.п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлении по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов. В определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить, какие изменения произошли. В играх «Найди предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В играх «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Угадай по голосу» дети определяют по предмет по одному из признаков.
         Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.
Через познавательную деятельность развивается интеллект ребенка, мыслительные способности, умственное начало. Познавательная активность детей развивается через обучающие занятия Занятие- организованное обучение, поэтому на них дети получают более сложные знания и умения. На занятиях воспитатели учат детей рассуждать, рассказывать, правильно выражать свои мысли, фантазировать, сочинять, претворять свои творческие планы в продуктивной деятельности. Важно развить в ребенке желание познавать новое, задавать вопросы об интересующих его  темах. Для этого педагоги должны уметь удовлетворять его познавательное любопытство, отвечать, рассказывать обо всем, всеми способами поддерживать интерес ребенка к познанию.Для этого воспитатели  стремятся , чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем. В процессе поиска, экспериментов, обследовании, решения проблемных задач дети получают программный объем знаний, учатся путем рассуждений делать самостоятельные выводы и обобщения. На каждом занятии  присутствует новизна, новые методы и приемы для активизации детей, для развития творческого мышления и повышения качества и результативности занятия. Посредством обучения дети развивают речь, память, логическое мышление, абстрактное воображение, креативность и самостоятельность.
Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста осуществляется через познавательную активность в опытно-экспериментальной деятельности. В области природного окружения и экологического воспитания ведется работа по формированию правильного отношения к природе и трудовой деятельности. Во всех группах и на участках детского сада оборудованы центры экологического развития, в которых собран материал по обогащению и систематизации знаний детей о явлениях живой и неживой природы, растительным и животным мире; созданы уголки природы; проводится работа по созданию центров опытнической деятельности и экспериментирования.
Экологическое воспитание дошкольников – новое направление в «Программе
воспитания и обучения в детском саду». Экология – это комплекс наук (общая, лесная,медицинская, космическая экология и другие), исследующих различные аспекты взаимоотношения живых организмов и условий среды.
86Цель раздела «Природное окружение. Экологическое воспитание» – ознакомление
дошкольников с живой и неживой природой, формирование начал экологической культуры.
Авторы программы указывают, что экологическая культура личности предполагает
наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также практических действий, согласующихся с требованиями бережного отношения к окружающей действительности.
Экологическая культура личности включает в себя следующие компоненты:
экологические знания и умения;
экологическое мышление;
ценностные ориентации;
экологически оправданное поведение.
Особое внимание при работе с дошкольниками следует уделять нравственному
воспитанию. Это может проявляться не только в умении детей бережно относиться к живой
и неживой природе, но и в гуманном отношении к окружающим людям.
Реализация цели раздела предполагает решение следующих задач:
уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и
природных явлениях;
формирование знаний о жизненно необходимых проявлениях человека, животных и
растений (питание, рост, развитие);
формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного
комплекса;
развитие эмоционально-доброжелательного отношения в процессе общения с
живыми объектами;
формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора,
участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т.д.);
формирование осознания себя как активного субъекта окружающего мира;
формирование привычки рационально использовать природные ресурсы;
развитие умения правильно взаимодействовать с природой;
совершенствование нравственно-экологического _______воспитания;
воспитание гуманного отношения к людям;
развитие интереса к окружающему миру;
формирование эстетического отношения к окружающей действительности.
Достижение цели и задач раздела предусматривает следование принципам: системности,сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов,преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Специально организованные занятия рекомендуется проводить с первой младшей
группы. Работа по данному направлению осуществляется также в процессе наблюдений,целевых экскурсий, чтения художественной литературы, различных игр, трудовой и продуктивной деятельности.
Информация, которую получают дети, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь,память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
В дошкольном учреждении, рекомендуют авторы программы, должны быть созданы
условия для ознакомления дошкольников с природой: в групповой комнате – уголок
природы, на территории детского сада – небольшой огород, цветник, уголок леса, поля и сада. Целесообразно организовать экологическую тропу, где можно познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами, провести наблюдения, организовать игру и т.д.
В каждой возрастной групповой комнате растения и животные должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они были задействованы в учебно-воспитательном процессе и абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей.
(Обращаем особое внимание: педагог должен знать, есть ли в группе дети с аллергическими заболеваниями, чтобы исключить животных и растения, являющихся аллергенами).
В уголке природы рекомендуется иметь природный и бросовый материал для
изготовления поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и
выкладываться по мере необходимости. Можно устроить мини-огород: высадить в ящики с землей лук, овес, горох, помидоры, капусту, перец, огурцы, бархатцы, астры, цинии (в экологически неблагоприятных условиях не следует высаживать рассаду в открытый грунт:попробовать выращенные овощи дети не смогут).
Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Воспитатель, если он проводит работу по
экологическому развитию детей, должен сам хорошо разбираться в вопросах экологии.
Необходимо объяснять детям, что в природе не бывает ни вредных, ни полезных организмов– каждый выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие.
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа – в
традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. В
глубокой древности наши предки хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов сокружающей средой. Человек всецело зависит от природных ресурсов, погодных условий,стихий. Наши предки поклонялись духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью,осознавали свою неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности,люди могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям. В играх наши предки отражали свои взгляды на природу. Многие игры дошли и до наших дней. Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать те игры, которые понятны им, доступны по возрасту и не противоречат принципам экологического воспитания.
Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием
родителей можно организовать экологические праздники: 22 марта – Всемирный день воды,1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – Международный день Земли, 22 мая –Международный день биоразнообразия, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября – Всемирный день животных.
В конце учебного года для проверки эффективности работы по данному разделу
целесообразно провести диагностическое обследование детей.и и экспериментирования.

Категория: Мои файлы | Добавил: Венера
Просмотров: 8117 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1 Венера  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]